Участники экологического форума «Чистая страна» приняли проект резолюции
Проект
РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийского экологического Форума «Чистая страна»
г.Челябинск 19 апреля 2019 года
Сфера обращения с твердыми коммунальными отходами является наиболее острой проблемой для современной России. По мнению 44% опрошенных ВЦИОМ россиян, наибольшую экологическую опасность представляют бытовые отходы. В год в России образуется около 70 млн тонн твердых коммунальных отходов (далее – ТКО). С каждым годом образование ТКО увеличивается на 3%. Отходы, содержащие в себе множество вредных веществ, некуда девать, кроме как скапливать на свалках. Вредные вещества начинают распространяться в окружающую среду через воздух, воду, почву и животных. Только 5 – 7% образуемых ТКО подвергаются утилизации, остальные захораниваются на свалках, навсегда загрязняя территорию, т.к. в ТКО есть вещества и элементы, которые не разлагаются сотни лет.
Свободных и подходящих под размещение отходов мест почти не осталось. Особенно остро эта проблема стоит в регионах с высокой численностью населения. Проблема размещения отходов стала наиболее актуальной в начале XXI века вследствие урбанизации. При этом мощности полигонов по захоронению быстро исчерпались, проблема отходов увеличивается с каждым днем.
Международный опыт доказал, что для сокращения захоронения отходов необходимо: сокращать образование, раздельно собирать, сортировать и утилизировать, обезвреживать и захоранивать отходы по остаточному принципу.
Основной проблемой, мешающей развитию переработки отходов, является недостаточное количество перерабатывающих предприятий, а также недостаточное экономическое стимулирование сферы переработки.
Не лучше ситуация обстоит и с опасными отходами. Как показывает мониторинг независимых экспертов, реальным предприятиям, которые занимаются утилизацией опасных отходов, не хватает сырья, их мощности недостаточно загружены, часть объектов с лицензиями не функционирует, а другая часть и вовсе отсутствует по своим адресам. Как следствие, значительная часть опасных отходов отвозится на незаконные свалки. Система обращения с такими отходами находится в плачевном состоянии.
Еще одна важная экологическая проблема связана с российскими лесами, которые занимают по площади первое место (около 1,2 млрд га) в мире, составляя 20% от всего запаса лесных ресурсов планеты, занимают 70% всей территории России и при этом имеют долю равную лишь 0,5% всего российского ВВП.
Площадь покрытых лесной растительностью земель составляет 795 млн га. На долю лесов, расположенных на землях лесного фонда, приходится 97% покрытых лесом площадей (770,4 млн га), на долю лесов, расположенных на землях ООПТ, – 2%.
С 2007 года лесным законодательством значительный объем полномочий Российской Федерации в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов передан субъектам Российской Федерации.
В связи с этим федеральным исполнительным органом государственной власти (Рослесхозом) осуществляется контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.
Наибольшее влияние на выбытие лесов оказывает проведение сплошных рубок в целях заготовки древесины для нужд лесной промышленности и населения в год на площади 1,1 – 1,2 млн га (около 65% от площади выбытия). Средняя ежегодная площадь выбытия лесов из-за гибели лесных насаждений за 2013 – 2017 годы составила 380 тыс. га (около 24% от площади выбытия). Значительные площади лесов ежегодно выбывают из-за создания инфраструктуры – 150 тыс. га (около 10% от площади выбытия). Выбытие лесов, обусловленное незаконными рубками (сплошными), не превышает 15 тыс. га (около 1% от площади выбытия по данным Рослесхоза) и ежегодный ущерб (с учетом недополученной прибыли)
от лесной отрасли исчисляется до нескольких сотен млрд рублей
(по данным экспертов).
Остаются также проблемы и по обеспечению охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Еще одним важным экологическим вопросом является состояние особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ). По официальным данным, их площадь составила около 12% от общей площади страны, при этом ООПТ федерального значения занимали 3% площади страны. В структуре российских ООПТ основную часть составляют ООПТ регионального значения, на долю которых приходится 84% от общего числа ООПТ и 58% от суммарной площади. Для ООПТ местного значения эти показатели составляют соответственно 13%
и 14%. При формальном увеличении количества территорий наблюдается снижение их общей площади. Имеется более 12,5 тысяч ООПТ федерального, регионального и местного значения, общая площадь которых (с учётом морских акваторий) охватывает 206,7 млн га, что составляет 12% от площади территории России. Сегодня особо охраняемые природные территории имеются во всех субъектах Российской Федерации. Стоит отметить, что система особо охраняемых природных территорий для современной России имеет не только экологическое
и социально-экономическое, но и важное геополитическое значение, и это значение необходимо по достоинству оценить в институциональном плане. Опыт последних 25 лет отчетливо выявил сильные и слабые стороны сложившейся системы особо охраняемых природных территорий и необходимость решения проблем, препятствующих эффективному функционированию этих территорий
в политических и социально-экономических условиях современной России. Несмотря на то, что Россия является одной из передовых стран в отношении развития системы ООПТ, современная сеть ООПТ федерального значения охватывает территорию России неравномерно: в основном они сосредоточены в европейской части, на юге Сибири и Дальнего Востока. В Центральной Сибири и на севере Дальнего Востока ООПТ федерального значения чрезвычайно мало.
Еще одна проблема ООПТ заключается в том, что процедура их создания и реорганизации носит слишком закрытый характер, который часто приводит к необоснованным последствиям. Нередко одним росчерком пера со стороны представителей власти целые группы региональных и местных ООПТ необоснованно ликвидировались, как, например, это произошло в Республике Чувашия, когда без каких-либо веских доводов защитного статуса республика лишилась нескольких десятков особо ценных природных территорий.
Еще одной важной и насущной проблемой ООПТ является необоснованная застройка их территорий и охранных зон, браконьерство, гибель краснокнижныхживотных и растений, общее сокращение биоразнообразия.
В особую категорию необходимо выделить проблемы реки Волги и озера Байкал, а также водной среды, атмосферного воздуха и общего развития «зеленой экономики». Несмотря на то, что этим вопросам уделено значительное внимание в национальном проекте «Экология», имеется еще целый ряд серьезных проблем, требующих эффективного решения.
С учетом обозначенных экологических проблем Всероссийский экологический форум «Чистая страна» считает необходимым принятие следующих ключевых решений:
В части создания эффективной системы по обращению с отходами:
- Внести изменения в целевые показатели национального проекта «Экология»
в части дополнения: раздельное накопление и поэтапное сокращение образования отходов. - Обеспечить переход региональных операторов на ГОСТы по стандартизации вторичного сырья.
- Внедрить раздельный сбор и дифференциацию нормативов накопления отходов для граждан с учетом особенностей региона.
- Определить порядок возврата средств на оплату коммунальной услуги
по обращению с ТКО гражданам, осуществляющим раздельное накопление ТКО, в том числе извлечение полезных фракций. - Определить дополнительные экономические механизмы стимулирования граждан и юридических лиц для внедрения раздельного накопления твердых коммунальных отходов и использования многоразовых (многооборотных) товаров, тары и упаковки.
- Установить дифференцированный подход к определению нормативов накопления ТКО при осуществлении их раздельного накопления населением, а также при наличии печного отопления или иных особенностей домовладений.
- Провести проверку соблюдения субъектами Российской Федерации при установлении единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с отходами требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обращения с ТКО, в том числе проверку соответствия таких тарифов требованиям экономической обоснованности.
- Провести проверку соблюдения организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, положений законодательства об исключении платы за обращение с твердыми коммунальными отходами из состава платы за содержание жилого помещения.
- Провести анализ того, как в регионах шли замеры объемов образования отходов с последующей корректировкой нормативов накопления отходов.
- Экономически обосновать тариф на обработку и сортировку вторсырья.
- Установить меры социальной поддержки отдельных категорий граждан при оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО (например, в размере 50% для ветеранов труда, пенсионеров, многодетных, малообеспеченных семей).
- Повысить эффективность существующей системы расширенной ответственности производителей и импортеров: увеличение ставок экологического сбора, увеличение нормативов утилизации и совершенствование формулы расчета суммы экологического сбора путем внесения дополнительного коэффициента, учитывающего экологичность товаров и упаковки.
- Не принимать инициативу по исполнению предприятиями расширенной ответственности производителей только в виде уплаты налога (оставить возможность утилизации).
- Утвердить инвестиционные программы действующими мусорными полигонами для приведения их в безопасное состояние
- Пересмотреть требования к санитарно-защитным зонам вокруг полигонов ТКО, разработать дифференцированный подход (от 1 км до 10 км) к их расчету в зависимости от занимаемой телом полигона площади и ужесточить процедуру их согласования.
- Проработать вопрос по созданию механизмов ликвидационных фондов для организаций, эксплуатирующих объекты размещения отходов (далее – ОРО). Под данными ликвидационными фондами планируется понимать денежные средства организаций, эксплуатирующих ОРО, аккумулируемые ими на специальном банковском счете, средства с которого могут расходоваться целевым образом только для проведения работ по рекультивации после вывода ОРО из эксплуатации.
- Стимулировать производство товаров из вторичного сырья. Часть средств, поступающих в бюджет от экологического сбора с предприятий, необходимо перенаправить к организациям, выпускающим продукцию из переработанного мусора.
- Освободить от налогов тех участников системы обращения с отходами, которые занимаются сбором, транспортированием и утилизацией вторичных ресурсов, а не отходов.
- Утвердить комплекс мер по созданию федеральной территориальной схемы с электронной моделью.
- Ввести обязательные общественные обсуждения (в удобное время для граждан) при создании объектов инфраструктуры обращения ТКО.
- Оснастить всю технику по транспортированию ТКО системами геопозиционирования GPS-ГЛОНАСС и поставить на учет в электронной модели единой федеральной территориальной схемы.
- Ввести механизм изъятия техники, с которой было осуществлено несанкционированное размещение отходов, а также обязательные исправительные работы за несанкционированное размещение отходов.
- Ввести определение «опасные коммунальные отходы» (I и II класс опасности) для опасных ТКО, используемых гражданами в быту (ртутные градусники, батарейки, энергосберегающие лампы) и полностью ввести запрет на их захоронение.
- Добавить в национальный проект «Экология» целевой показатель «Инвентаризация объектов обезвреживания и утилизации опасных отходов». Утвердить комплекс мер по обеспечению всех контейнерных площадок инфраструктурой для сбора опасных отходов и по их своевременному обслуживанию.
- Сформировать перечень критериев для товаров, подходящих под определение «Зеленых закупок», и обеспечить приоритет таким товаром в рамках Федерального закона №44-ФЗ от 05 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона №223-ФЗ от 18 июля 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
- Внедрить меры по стимулированию использования бумажных пакетов торговыми сетями, обязательное наличие альтернативы пластиковым пакетам в крупных торговых сетях.
- Создать устойчивый спрос на продукцию вторичной переработки отходов (стеклотары, бумаги и картона, металла, пластика и пр.).
- Внести дополнения в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности по следующим видам экономической деятельности: обработка, обезвреживание и утилизация отходов. Внести дополнения в Общероссийский классификатор продукции для выделения продукции, произведенной из вторичного сырья.
В части создания эффективной системы по управлению и контролю за лесами:
- Поставить на кадастровый учет все российские леса.
- В национальном проекте «Экология» для достижения целевого показателя «Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений» необходимо предусмотреть не только мероприятия по лесовосстановлению и лесоразведению, но
и мероприятия по сокращению площади вырубленных и погибших лесных насаждений. - Перейти к цифровой модели ведения лесного хозяйства
Российской Федерации (автоматизация контроля за лесохозяйственными мероприятиями, осуществлением лесозаготовок, экспортом, выделением квот на вырубку, электронными торгами, лесовосстановлением). - Обеспечить обязательное оснащение всей лесозаготовительной, лесопожарной и лесохозяйственной техники системами геопозиционирования
GPS-ГЛОНАСС и ее постановку на учет в единой федеральной мониторинговой системе. - Создать единую мониторинговую дистанционную систему, которая вместе
с существующими системами должна осуществлять автоматизированный контроль за лесами независимо от человеческого фактора. - Ввести норму, которая исключает возможность возврата изъятой лесозаготовительной техники до окончания следственных действий
и вынесения приговора судом. - Закрепить нормы по ужесточению ответственности региональных
и муниципальных властей за неготовность к пожароопасному периоду
и предоставление ложных данных о степени готовности. - Закрепить обязательства за лесными инспекторами по фиксации и выявлению незаконных свалок на землях лесного фонда.
- Закрепить обязательства за органами местного самоуправления
и региональными операторами по обращению с отходами по ликвидации свалок на землях лесного фонда. - Внести положения, обязывающие лиц, использующих леса, в обязательном порядке проводить уход за молодняками на всех участках, где ранее было проведено лесовосстановление, с целью реального восстановления ценных лесных насаждений в разумные сроки. В случае, если такой уход не производится и ценные лесные насаждения к окончанию возраста молодняков не формируются, предусмотреть в обязательном порядке или изъятие лесных участков, или снижение разрешенного объема заготовки.
- Внести законодательные ограничения на использование лесов на основе материалов лесоустройства с истекшим сроком действия (например, установить, что объемы заготовки древесины в таких лесах не должны превышать 1/2 от расчетной лесосеки равномерного пользования, исчисленной по имеющимся материалам лесоустройства).
- Провести мероприятия по инвентаризации площади, занятой бывшими «колхозными лесами», утвердить процедуру возвращения бывших «колхозных лесов», являющихся частью сельскохозяйственных земель, в состав
лесного фонда. - Установить единые требования к исчислению расчетной лесосеки, исключающие получение различных результатов за счет произвольного выбора формул для ее исчисления.
- Ввести персональную ответственность за сокрытие или искажение сведений
о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов. - Начать повсеместное применение биометрического метода определения незаконных рубок по всем регионам России, в первую очередь в Сибирском
и Дальневосточном федеральных округах. - Провести мероприятия по обеспечению системы ЕГАИС-Лес картографическим модулем с обязательным указанием мест происхождения заготовленной древесины.
- Разработать и утвердить государственную программу строительства противопожарных лесных дорог.
- Обеспечить установление границ лесов, расположенных на землях населённых пунктов, и внесение в Единый государственный реестр недвижимости (в том числе в реестр границ) сведений о таких лесах, а также о включении лесов, расположенных на землях населённых пунктов, в состав лесопарковых зеленых поясов.
- Включить в национальный проект «Экология» мероприятия по созданию централизованных площадок по переработке древесных отходов в каждом лесном регионе Российской Федерации, а также мероприятия
по переоборудованию котельных на древесные отходы. - Разработать подзаконные акты, которые позволили бы применить Федеральный закон от 23.06.2016 № 218-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений» на практике. - Создать на федеральном уровне службу лесной охраны, которая могла бы осуществлять контроль за назначение рубок, противодействие лесным пожарам и «черным лесорубам», а также имела бы возможность составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях.
- Создать испытательные полигоны, которые будут осуществлять научную деятельность, направленную на разработку и совершенствование ведения лесного хозяйства, разработку эффективных технологий лесовосстановления
и лесоразведения, проведение испытаний лесопожарной техники, оборудования, применяемого в лесном хозяйстве. - Провести ревизию приоритетных инвестиционных проектов в лесной сфере и сконцентрироваться на развитии тех, которые доказали свою экономическую эффективность.
- Отменить возврат НДС лесному бизнесу со стороны государства.
В части создания эффективной системы особо охраняемых природных территорий:
- Внести в государственный кадастр недвижимости информацию о границах федеральных, региональных и муниципальных ООПТ, а также охранных зон указанных территорий при их наличии.
- Разработать на территории национальных парков маршруты экологических троп.
- Установить обязанности по проведению государственной экологической экспертизы и получению положительного заключения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при изменении границ и упразднению ООПТ регионального и местного значения.
- Предусмотреть в национальном проекте «Экология» приоритетный порядок развития туристической инфраструктуры на землях, входящих в границы ООПТ и прилегающих к ним населенных пунктов, используя при этом объекты существующей инфраструктуры. И только вторым этапом осуществлять новое строительство на землях ООПТ, предварительно проведя научно-исследовательские работы.
- Предусмотреть разработку нормативно-правовых актов об экологическом туризме на ООПТ (начиная с определения базовых понятий и принципов).
В части создания эффективной системы контроля за водной средой и атмосферным воздухом:
- Создать систему инструментального контроля технологических параметров питьевой воды, предполагающего передачу информации от датчика в открытую сеть с обязательной привязкой к месту по интерактивным картам.
- Предусмотреть предотвращение негативного состояния водопроводных сетей централизованного водоснабжения, в которых происходит вторичное загрязнение и заражение воды при её транспортировке.
- Провести мероприятия по развитию строительства локальных очистных сооружений доочистки и обеззараживания воды.
- Предусмотреть для государственных органов возможность организовывать снос возведенных в водоохранной зоне ограждений, если ранее решением суда было предписано демонтировать такие ограждения, но предписание не было выполнено, при этом выставлять собственнику ограждения счет за проведенные работы.
- Установить локальные очистные сооружения в ЦЭЗ БПТ там, где не предусмотрены мероприятия по модернизации и строительству комплексов очистных сооружений и систем водоотведения.
- Предусмотреть в ливневой канализации автоматическую раздельную переработку стока в первые минуты и последующий длительный период времени для снижения интенсивности загрязнения речных вод ливневыми стоками и предотвращения засорения ливневой канализации.
- Создать и ввести в эксплуатацию в городах – участниках проекта «Чистый воздух» информационно-аналитическую систему качества атмосферного воздуха, использующую данные автоматизированного онлайн контроля выбросов, национальной системы мониторинга и социально-гигиенического мониторинга, а также данных системы расчетного мониторинга состояния атмосферного воздуха (сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха).
- Создать и расширить территории лесопарковых зеленых поясов вокруг городов, испытывающих проблемы с качеством атмосферного воздуха.
- Принять программу по развитию и сохранению городских лесов, особенно широколиственных пород, которые существенно способствуют улучшению состояния атмосферного воздуха.
В части эффективной поддержки «зеленой экономики»:
- Подготовить концепцию Экологического кодекса с привлечением экспертов и общественных организаций в сфере экологии.
- Обеспечить внедрение технологии блокчейн в работу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии для минимизации количества ошибок в Едином государственном реестре недвижимости.
- Разработать и отразить в Энергетической стратегии Российской Федерации до 2035 года план по масштабному использованию возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электроэнергии до 2035 года, увеличив целевой показатель совокупной установленной мощности ВИЭ к 2035 году не менее чем до 30 ГВт.
- Разработать комплекс мер на период после 2024 года для обеспечения технологической независимости в сфере возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
- Включить планы по развитию альтернативной энергетики в стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
- Ввести меры налогового вычета и льготного кредитования на расходы по приобретению отечественного микрогенерирующего оборудования (мощностью до 15 кВт).
- Скорректировать определение энергоэффективности, понимая под ним процентное снижение энергоемкости зданий в сравнении с нормами 2007 года, достигаемое за счет применения энергосберегающих технологий.
- Ввести поэтапное обязательное требование о прохождении «зеленой» сертификации для новых зданий учебных заведений, находящихся
в федеральной, региональной и муниципальной собственности. - Внести поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности должностных
и юридических лиц за сокрытие или искажение экологической информации. - Разработать доступный информационный интернет портал, содержащий
в открытом доступе информацию государственного экологического мониторинга.