Чеченская Республика
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Участники экологического форума «Чистая страна» приняли проект резолюции

20 апреля 2019, 12:48
Участники Всероссийского экологического форума «Чистая страна» выработали предложения в ходе работы тематических площадок

Проект

 

РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийского экологического Форума «Чистая страна»

 

г.Челябинск                                                                                                                        19 апреля 2019 года

 

Сфера обращения с твердыми коммунальными отходами является наиболее острой проблемой для современной России. По мнению 44% опрошенных ВЦИОМ россиян, наибольшую экологическую опасность представляют бытовые отходы. В год в России образуется около 70 млн тонн твердых коммунальных отходов (далее – ТКО). С каждым годом образование ТКО увеличивается на 3%. Отходы, содержащие в себе множество вредных веществ, некуда девать, кроме как скапливать на свалках. Вредные вещества начинают распространяться в окружающую среду через воздух, воду, почву и животных. Только 5 – 7% образуемых ТКО подвергаются утилизации, остальные захораниваются на свалках, навсегда загрязняя территорию, т.к. в ТКО есть вещества и элементы, которые не разлагаются сотни лет.

Свободных и подходящих под размещение отходов мест почти не осталось. Особенно остро эта проблема стоит в регионах с высокой численностью населения. Проблема размещения отходов стала наиболее актуальной в начале XXI века вследствие урбанизации. При этом мощности полигонов по захоронению быстро исчерпались, проблема отходов увеличивается с каждым днем.

Международный опыт доказал, что для сокращения захоронения отходов необходимо: сокращать образование, раздельно собирать, сортировать и утилизировать, обезвреживать и захоранивать отходы по остаточному принципу.

Основной проблемой, мешающей развитию переработки отходов, является недостаточное количество перерабатывающих предприятий, а также недостаточное экономическое стимулирование сферы переработки.

Не лучше ситуация обстоит и с опасными отходами. Как показывает мониторинг независимых экспертов, реальным предприятиям, которые занимаются утилизацией опасных отходов, не хватает сырья, их мощности недостаточно загружены, часть объектов с лицензиями не функционирует, а другая часть и вовсе отсутствует по своим адресам. Как следствие, значительная часть опасных отходов отвозится на незаконные свалки. Система обращения с такими отходами находится в плачевном состоянии.

Еще одна важная экологическая проблема связана с российскими лесами, которые занимают по площади первое место (около 1,2 млрд га) в мире, составляя 20% от всего запаса лесных ресурсов планеты, занимают 70% всей территории России и при этом имеют долю равную лишь 0,5% всего российского ВВП.

Площадь покрытых лесной растительностью земель составляет 795 млн га. На долю лесов, расположенных на землях лесного фонда, приходится 97% покрытых лесом площадей (770,4 млн га), на долю лесов, расположенных на землях ООПТ, – 2%. 

С 2007 года лесным законодательством значительный объем полномочий Российской Федерации в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов передан субъектам Российской Федерации.
В связи с этим федеральным исполнительным органом государственной власти (Рослесхозом) осуществляется контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.

Наибольшее влияние на выбытие лесов оказывает проведение сплошных рубок в целях заготовки древесины для нужд лесной промышленности и населения в год на площади 1,1 – 1,2 млн га (около 65% от площади выбытия). Средняя ежегодная площадь выбытия лесов из-за гибели лесных насаждений за 2013 – 2017 годы составила 380 тыс. га (около 24% от площади выбытия). Значительные площади лесов ежегодно выбывают из-за создания инфраструктуры – 150 тыс. га (около 10% от площади выбытия). Выбытие лесов, обусловленное незаконными рубками (сплошными), не превышает 15 тыс. га (около 1% от площади выбытия по данным Рослесхоза) и ежегодный ущерб (с учетом недополученной прибыли)
от лесной отрасли исчисляется до нескольких сотен млрд рублей
(по данным экспертов).

Остаются также проблемы и по обеспечению охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Еще одним важным экологическим вопросом является состояние особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ). По официальным данным, их площадь составила около 12% от общей площади страны, при этом ООПТ федерального значения занимали 3% площади страны. В структуре российских ООПТ основную часть составляют ООПТ регионального значения, на долю которых приходится 84% от общего числа ООПТ и 58% от суммарной площади. Для ООПТ местного значения эти показатели составляют соответственно 13%
и 14%. При формальном увеличении количества территорий наблюдается снижение их общей площади. Имеется более 12,5 тысяч ООПТ федерального, регионального и местного значения, общая площадь которых (с учётом морских акваторий) охватывает 206,7 млн га, что составляет 12% от площади территории России. Сегодня особо охраняемые природные территории имеются во всех субъектах Российской Федерации. Стоит отметить, что система особо охраняемых природных территорий для современной России имеет не только экологическое
и социально-экономическое, но и важное геополитическое значение, и это значение необходимо по достоинству оценить в институциональном плане. Опыт последних 25 лет отчетливо выявил сильные и слабые стороны сложившейся системы особо охраняемых природных территорий и необходимость решения проблем, препятствующих эффективному функционированию этих территорий
в политических и социально-экономических условиях современной России. Несмотря на то, что Россия является одной из передовых стран в отношении развития системы ООПТ, современная сеть ООПТ федерального значения охватывает территорию России неравномерно: в основном они сосредоточены в европейской части, на юге Сибири и Дальнего Востока. В Центральной Сибири и на севере Дальнего Востока ООПТ федерального значения чрезвычайно мало.

Еще одна проблема ООПТ заключается в том, что процедура их создания и реорганизации носит слишком закрытый характер, который часто приводит к необоснованным последствиям. Нередко одним росчерком пера со стороны представителей власти целые группы региональных и местных ООПТ необоснованно ликвидировались, как, например, это произошло в Республике Чувашия, когда без каких-либо веских доводов защитного статуса республика лишилась нескольких десятков особо ценных природных территорий.

Еще одной важной и насущной проблемой ООПТ является необоснованная застройка их территорий и охранных зонбраконьерствогибель краснокнижныхживотных и растений, общее сокращение биоразнообразия.

В особую категорию необходимо выделить проблемы реки Волги и озера Байкал, а также водной средыатмосферного воздуха и общего развития «зеленой экономики». Несмотря на то, что этим вопросам уделено значительное внимание в национальном проекте «Экология», имеется еще целый ряд серьезных проблем, требующих эффективного решения.

С учетом обозначенных экологических проблем Всероссийский экологический форум «Чистая страна» считает необходимым принятие следующих ключевых решений:

В части создания эффективной системы по обращению с отходами:

  1. Внести изменения в целевые показатели национального проекта «Экология»
    в части дополнения: раздельное накопление и поэтапное сокращение образования отходов.
  2. Обеспечить переход региональных операторов на ГОСТы по стандартизации вторичного сырья.
  3. Внедрить раздельный сбор и дифференциацию нормативов накопления отходов для граждан с учетом особенностей региона.
  4. Определить порядок возврата средств на оплату коммунальной услуги
    по обращению с ТКО гражданам, осуществляющим раздельное накопление ТКО, в том числе извлечение полезных фракций.
  5. Определить дополнительные экономические механизмы стимулирования граждан и юридических лиц для внедрения раздельного накопления твердых коммунальных отходов и использования многоразовых (многооборотных) товаров, тары и упаковки.
  6. Установить дифференцированный подход к определению нормативов накопления ТКО при осуществлении их раздельного накопления населением, а также при наличии печного отопления или иных особенностей домовладений.
  7. Провести проверку соблюдения субъектами Российской Федерации при установлении единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с отходами требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обращения с ТКО, в том числе проверку соответствия таких тарифов требованиям экономической обоснованности. 
  8. Провести проверку соблюдения организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, положений законодательства об исключении платы за обращение с твердыми коммунальными отходами из состава платы за содержание жилого помещения.
  9. Провести анализ того, как в регионах шли замеры объемов образования отходов с последующей корректировкой нормативов накопления отходов.
  10. Экономически обосновать тариф на обработку и сортировку вторсырья.
  11. Установить меры социальной поддержки отдельных категорий граждан при оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО (например, в размере 50% для ветеранов труда, пенсионеров, многодетных, малообеспеченных семей).
  12. Повысить эффективность существующей системы расширенной ответственности производителей и импортеров: увеличение ставок экологического сбора, увеличение нормативов утилизации и совершенствование формулы расчета суммы экологического сбора путем внесения дополнительного коэффициента, учитывающего экологичность товаров и упаковки.
  13. Не принимать инициативу по исполнению предприятиями расширенной ответственности производителей только в виде уплаты налога (оставить возможность утилизации).
  14. Утвердить инвестиционные программы действующими мусорными полигонами для приведения их в безопасное состояние
  15. Пересмотреть требования к санитарно-защитным зонам вокруг полигонов ТКО, разработать дифференцированный подход (от 1 км до 10 км) к их расчету в зависимости от занимаемой телом полигона площади и ужесточить процедуру их согласования.
  16. Проработать вопрос по созданию механизмов ликвидационных фондов для организаций, эксплуатирующих объекты размещения отходов (далее – ОРО). Под данными ликвидационными фондами планируется понимать денежные средства организаций, эксплуатирующих ОРО, аккумулируемые ими на специальном банковском счете, средства с которого могут расходоваться целевым образом только для проведения работ по рекультивации после вывода ОРО из эксплуатации.
  17. Стимулировать производство товаров из вторичного сырья. Часть средств, поступающих в бюджет от экологического сбора с предприятий, необходимо перенаправить к организациям, выпускающим продукцию из переработанного мусора.
  18. Освободить от налогов тех участников системы обращения с отходами, которые занимаются сбором, транспортированием и утилизацией вторичных ресурсов, а не отходов.
  19. Утвердить комплекс мер по созданию федеральной территориальной схемы с электронной моделью.
  20. Ввести обязательные общественные обсуждения (в удобное время для граждан) при создании объектов инфраструктуры обращения ТКО.
  21. Оснастить всю технику по транспортированию ТКО системами геопозиционирования GPS-ГЛОНАСС и поставить на учет в электронной модели единой федеральной территориальной схемы.
  22. Ввести механизм изъятия техники, с которой было осуществлено несанкционированное размещение отходов, а также обязательные исправительные работы за несанкционированное размещение отходов.
  23. Ввести определение «опасные коммунальные отходы» (I и II класс опасности) для опасных ТКО, используемых гражданами в быту (ртутные градусники, батарейки, энергосберегающие лампы) и полностью ввести запрет на их захоронение.
  24. Добавить в национальный проект «Экология» целевой показатель «Инвентаризация объектов обезвреживания и утилизации опасных отходов». Утвердить комплекс мер по обеспечению всех контейнерных площадок инфраструктурой для сбора опасных отходов и по их своевременному обслуживанию.
  25. Сформировать перечень критериев для товаров, подходящих под определение «Зеленых закупок», и обеспечить приоритет таким товаром в рамках Федерального закона №44-ФЗ от 05 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона №223-ФЗ от 18 июля 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  26. Внедрить меры по стимулированию использования бумажных пакетов торговыми сетями, обязательное наличие альтернативы пластиковым пакетам в крупных торговых сетях.
  27. Создать устойчивый спрос на продукцию вторичной переработки отходов (стеклотары, бумаги и картона, металла, пластика и пр.).
  28. Внести дополнения в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности по следующим видам экономической деятельности: обработка, обезвреживание и утилизация отходов. Внести дополнения в Общероссийский классификатор продукции для выделения продукции, произведенной из вторичного сырья.

В части создания эффективной системы по управлению и контролю за лесами:

  1. Поставить на кадастровый учет все российские леса.
  2. В национальном проекте «Экология» для достижения целевого показателя «Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений» необходимо предусмотреть не только мероприятия по лесовосстановлению и лесоразведению, но
    и мероприятия по сокращению площади вырубленных и погибших лесных насаждений.
  3. Перейти к цифровой модели ведения лесного хозяйства
    Российской Федерации (автоматизация контроля за лесохозяйственными мероприятиями, осуществлением лесозаготовок, экспортом, выделением квот на вырубку, электронными торгами, лесовосстановлением).
  4. Обеспечить обязательное оснащение всей лесозаготовительной, лесопожарной и лесохозяйственной техники системами геопозиционирования
    GPS-ГЛОНАСС и ее постановку на учет в единой федеральной мониторинговой системе.
  5. Создать единую мониторинговую дистанционную систему, которая вместе
    с существующими системами должна осуществлять автоматизированный контроль за лесами независимо от человеческого фактора.
  6. Ввести норму, которая исключает возможность возврата изъятой лесозаготовительной техники до окончания следственных действий
    и вынесения приговора судом.
  7. Закрепить нормы по ужесточению ответственности региональных
    и муниципальных властей за неготовность к пожароопасному периоду
    и предоставление ложных данных о степени готовности.
  8. Закрепить обязательства за лесными инспекторами по фиксации и выявлению незаконных свалок на землях лесного фонда.
  9. Закрепить обязательства за органами местного самоуправления
    и региональными операторами по обращению с отходами по ликвидации свалок на землях лесного фонда.
  10. Внести положения, обязывающие лиц, использующих леса, в обязательном порядке проводить уход за молодняками на всех участках, где ранее было проведено лесовосстановление, с целью реального восстановления ценных лесных насаждений в разумные сроки. В случае, если такой уход не производится и ценные лесные насаждения к окончанию возраста молодняков не формируются, предусмотреть в обязательном порядке или изъятие лесных участков, или снижение разрешенного объема заготовки.
  11. Внести законодательные ограничения на использование лесов на основе материалов лесоустройства с истекшим сроком действия (например, установить, что объемы заготовки древесины в таких лесах не должны превышать 1/2 от расчетной лесосеки равномерного пользования, исчисленной по имеющимся материалам лесоустройства).
  12. Провести мероприятия по инвентаризации площади, занятой бывшими «колхозными лесами», утвердить процедуру возвращения бывших «колхозных лесов», являющихся частью сельскохозяйственных земель, в состав
    лесного фонда.
  13. Установить единые требования к исчислению расчетной лесосеки, исключающие получение различных результатов за счет произвольного выбора формул для ее исчисления.
  14. Ввести персональную ответственность за сокрытие или искажение сведений
    о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов.
  15. Начать повсеместное применение биометрического метода определения незаконных рубок по всем регионам России, в первую очередь в Сибирском
    и Дальневосточном федеральных округах.
  16. Провести мероприятия по обеспечению системы ЕГАИС-Лес картографическим модулем с обязательным указанием мест происхождения заготовленной древесины.
  17. Разработать и утвердить государственную программу строительства противопожарных лесных дорог.
  18. Обеспечить установление границ лесов, расположенных на землях населённых пунктов, и внесение в Единый государственный реестр недвижимости (в том числе в реестр границ) сведений о таких лесах, а также о включении лесов, расположенных на землях населённых пунктов, в состав лесопарковых зеленых поясов.
  19. Включить в национальный проект «Экология» мероприятия по созданию централизованных площадок по переработке древесных отходов в каждом лесном регионе Российской Федерации, а также мероприятия
    по переоборудованию котельных на древесные отходы.
  20. Разработать подзаконные акты, которые позволили бы применить Федеральный закон от 23.06.2016 № 218-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты
    Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений» на практике.
  21. Создать на федеральном уровне службу лесной охраны, которая могла бы осуществлять контроль за назначение рубок, противодействие лесным пожарам и «черным лесорубам», а также имела бы возможность составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях.
  22. Создать испытательные полигоны, которые будут осуществлять научную деятельность, направленную на разработку и совершенствование ведения лесного хозяйства, разработку эффективных технологий лесовосстановления
    и лесоразведения, проведение испытаний лесопожарной техники, оборудования, применяемого в лесном хозяйстве.
  23. Провести ревизию приоритетных инвестиционных проектов в лесной сфере и сконцентрироваться на развитии тех, которые доказали свою экономическую эффективность.
  24. Отменить возврат НДС лесному бизнесу со стороны государства.

В части создания эффективной системы особо охраняемых природных территорий:

  1. Внести в государственный кадастр недвижимости информацию о границах федеральных, региональных и муниципальных ООПТ, а также охранных зон указанных территорий при их наличии.
  2. Разработать на территории национальных парков маршруты экологических троп.
  3. Установить обязанности по проведению государственной экологической экспертизы и получению положительного заключения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при изменении границ и упразднению ООПТ регионального и местного значения.
  4. Предусмотреть в национальном проекте «Экология» приоритетный порядок развития туристической инфраструктуры на землях, входящих в границы ООПТ и прилегающих к ним населенных пунктов, используя при этом объекты существующей инфраструктуры. И только вторым этапом осуществлять новое строительство на землях ООПТ, предварительно проведя научно-исследовательские работы.
  5. Предусмотреть разработку нормативно-правовых актов об экологическом туризме на ООПТ (начиная с определения базовых понятий и принципов).

В части создания эффективной системы контроля за водной средой и атмосферным воздухом:

  1. Создать систему инструментального контроля технологических параметров питьевой воды, предполагающего передачу информации от датчика в открытую сеть с обязательной привязкой к месту по интерактивным картам.
  2. Предусмотреть предотвращение негативного состояния водопроводных сетей централизованного водоснабжения, в которых происходит вторичное загрязнение и заражение воды при её транспортировке.
  3. Провести мероприятия по развитию строительства локальных очистных сооружений доочистки и обеззараживания воды.
  4. Предусмотреть для государственных органов возможность организовывать снос возведенных в водоохранной зоне ограждений, если ранее решением суда было предписано демонтировать такие ограждения, но предписание не было выполнено, при этом выставлять собственнику ограждения счет за проведенные работы.
  5. Установить локальные очистные сооружения в ЦЭЗ БПТ там, где не предусмотрены мероприятия по модернизации и строительству комплексов очистных сооружений и систем водоотведения.
  6. Предусмотреть в ливневой канализации автоматическую раздельную переработку стока в первые минуты и последующий длительный период времени для снижения интенсивности загрязнения речных вод ливневыми стоками и предотвращения засорения ливневой канализации.
  7. Создать и ввести в эксплуатацию в городах – участниках проекта «Чистый воздух» информационно-аналитическую систему качества атмосферного воздуха, использующую данные автоматизированного онлайн контроля выбросов, национальной системы мониторинга и социально-гигиенического мониторинга, а также данных системы расчетного мониторинга состояния атмосферного воздуха (сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха). 
  8. Создать и расширить территории лесопарковых зеленых поясов вокруг городов, испытывающих проблемы с качеством атмосферного воздуха. 
  9. Принять программу по развитию и сохранению городских лесов, особенно широколиственных пород, которые существенно способствуют улучшению состояния атмосферного воздуха.

В части эффективной поддержки «зеленой экономики»:

  1. Подготовить концепцию Экологического кодекса с привлечением экспертов и общественных организаций в сфере экологии.
  2. Обеспечить внедрение технологии блокчейн в работу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии для минимизации количества ошибок в Едином государственном реестре недвижимости. 
  3. Разработать и отразить в Энергетической стратегии Российской Федерации до 2035 года план по масштабному использованию возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электроэнергии до 2035 года, увеличив целевой показатель совокупной установленной мощности ВИЭ к 2035 году не менее чем до 30 ГВт.
  4. Разработать комплекс мер на период после 2024 года для обеспечения технологической независимости в сфере возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
  5. Включить планы по развитию альтернативной энергетики в стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
  6. Ввести меры налогового вычета и льготного кредитования на расходы по приобретению отечественного микрогенерирующего оборудования (мощностью до 15 кВт).
  7. Скорректировать определение энергоэффективности, понимая под ним процентное снижение энергоемкости зданий в сравнении с нормами 2007 года, достигаемое за счет применения энергосберегающих технологий.
  8. Ввести поэтапное обязательное требование о прохождении «зеленой» сертификации для новых зданий учебных заведений, находящихся
    в федеральной, региональной и муниципальной собственности.
  9. Внести поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности должностных
    и юридических лиц за сокрытие или искажение экологической информации.
  10. Разработать доступный информационный интернет портал, содержащий
    в открытом доступе информацию государственного экологического мониторинга.

Общественная приемная